Новости проекта
Образовательная платформа ЭФФОР
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 16 человек

Аутизм у детей

Дата: 8 июня в 10:22, Обновлено 8 июня в 10:55

Аутизм у детей

Самым характерным признаком аутизма считается нарушение социального взаимодействия. Как правило, ребенок плохо идет на контакт с посторонними людьми, и даже с родителями. Он не реагирует на свое имя, не показывает признаки удовлетворения во время кормления, весьма слабо реагирует на саму еду. Данные симптомы можно заметить уже в первый год жизни малыша, однако они не позволяют точно поставить диагноз этого психического расстройства.

Симптомы аутизма у детей

Как уже было отмечено, основным симптомом, который характеризует данную болезнь, является недостаток социального взаимодействия, ярко выраженный дефект эмоциональной сферы и отсутствие формирования интересов.

Дети аутисты совершенно не стремятся подходить к людям, идти на контакт с детками, со сверстниками или взрослыми, они не проявляют ни какого интереса к обстановке, которая их окружает. Все аутисты отличаются негативной реакцией на малейшие перемены. Однако, при этом всем, дети, больные аутизмом, могут довольно сильно привязываться к людям, которые о них заботится.

Кроме нарушений социального характера аутизм сопровождается массой характерных нарушений двигательного характера. Дети аутисты расположены к бесконечному повторению однотипных повторяющихся движений, и данная черта становится в их поведении постоянно и превращается в ритуал. Такие повторяющиеся одинаковые движения называются «стереотипии». Для аутиста так же характерно компульсивное поведение. Оно проявляется в точном и регулярном соблюдении определенных личных правил. Обычно, эти правила касаются расположения личных предметов  ребенка, ритуала его одевания и нескольких еще повседневных вещей.

Синдром детского раннего аутизма часто сопровождается полным отсутствием круга интересов. Для таких детей практически ничего не имеет значения, что находится за пределами их личного, тщательно выстроенного мирка. Родители могут его заинтересовать ни чем. А любые насильственные попытки родителей вывести ребенка из его неизвестного внутреннего мира получают резкую агрессию.

Среди дополнительных признаков детского аутизма, специалисты выделяют плохую обучаемость, регулярные вспышки гнева, различные припадки, повышенную их способность сенсорного восприятия отдельных объектов их внутреннего мира.

Что можете сделать вы

Тренировка навыков и коррекция нарушений должна начаться как можно раньше. Детям, страдающим аутизмом, легче всего адаптироваться, заниматься и работать в высоко организованной среде.

Воспитывая такого ребенка необходимо соблюдать некоторые рекомендации:

- помогите ребенку поверить, что он член семьи, но не такой, которому уделяется больше времени, чем остальным. Если вы будете обрушивать слишком много внимания на такого ребенка, он может не понять вас и чувствовать себя не комфортно.               – позвольте маленькому человеку самому составить расписание прогулок, кормлений, сна, игр. Навязанный родителями режим дня, правильный с точки зрения физиологии, может негативно сказаться на психике малыша и усилить отклонения в поведении.

- показывайте свое одобрение каждый раз, когда ребенок успешно выполнил задание. Большинство детей-аутов не помнят того, что произошло вчера и внешняя похвала может показаться им беспричинной.

- помните, что неправильное поведение быстро входит в привычку, поэтому боритесь с ним незамедлительно и поощряйте любую адаптацию к переменам, даже незначительным. Если ребенок не будет чувствовать поддержки с Вашей стороны, он еще больше замкнется и станет избегать контакта.

- дайте ребенку шанс понять новое расписание и применять его, иначе малыш просто потеряется. У детей-аутов повышается самооценка, если каждое новое задание будет пройдено с ним.

- никогда не показывайте ребенку своего недовольства, ведь самое главное в возвращении такого человека к нормальной жизни и общению – заставить его поверить в то, что этот мир за него, а не против.

Родителям об ОНР

Общее недоразвитие речи обычно диагностируется у дошкольников 4-6 лет. Как правило, это дети с нормально развитым интеллектом, без дефектов слуха. Они начинают говорить позже других, при этом их речь часто неразборчива, ее понимают лишь родители. Подрастая, дети начинают очень критично относиться к дефекту речи, переживать. Именно поэтому общее недоразвитие речи нуждается в лечении, и преодоление этой проблемы вполне реально.

Рекомендации для детей 4-5 лет

Если ребёнок в возрасте 4-5 лет плохо произносит слова или искажает их структуру, если он не запоминает простые четверостишия, сказки и рассказы, если у него низкая речевая активность, это серьёзный сигнал стойкого системного нарушения всей его речевой деятельности.

Все мы хотим, чтобы наши дети хорошо развивались, свободно и уверенно общались со сверстниками и взрослыми, хорошо учились в школе, а встав взрослыми, получили престижную профессию, сделали блестящую карьеру. И, конечно, все мы хотим помочь детям добиться успеха. Уже сегодня мы можем заложить базу для будущего нашего ребёнка. Только нужно знать, что делать и как делать. Ответ на первый вопрос прост: учите ребёнка правильно говорить. Учась говорить, он научится думать.

Что значит говорить правильно? Это значит иметь развитый активный словарь, который к 4-м годам в норме достигает 3000 слов. Речь должна быть грамотной. Ребёнок должен правильно: употреблять падежные окончания, предлоги, согласовывать прилагательные и числительные с существительными; пользоваться развёрнутой фразовой речью, уметь пересказывать небольшие рассказы и сказки, рассказывать о содержании сюжетной картины. К 5-ти годам должно сформироваться правильное произношение всех звуков родного языка.

В средней группе коррекционная работа проводится по изучению лексических тем. В рамках каждой лексической темы предлагаются тренинги по словоизменению и словообразованию, правильному употреблению предлогов. Отобранные лексико-грамматический материал предусматривает дальнейшее накопление и уточнение пассивного и активного словаря, расширение знаний различных форм слов и оборотов разговорной речи, активизацию и совершенствование имеющихся у детей речевых навыков и, в конечном счёте, развитие связной речи.

В процессе выполнения заданий проводится работа над словом, словосочетанием, предложением. Указанные направления тесно связаны между собой.

Помочь детям сознательно усвоить слова и активно пользоваться ими помогут следующие упражнения:

«Подбери определение» - например, к слову «помидор». Какой он: красный, круглый, большой, сочный, спелый, вкусный …

«Узнай предмет по описанию» - зелёный, длинный, овальный, сочный … (огурец); ласковая, добрая, любимая, нежная … (мама) …

«Кто что делает?» - повар… (варит, жарит, печёт, солит, чистит…); ветер … (воет, стучит, срывает листья, поднимает пыль, надувает паруса …) …

«Что чем делают?» - рисуют … карандашом, мелом, углём, фломастером, красками …

«Назови часть целого» - у дерева (ствол, ветки, корни, листья, почки); у стула (ножки, спинка, сиденье).

«Что бывает красным (жёлтым, синим, зелёным …)?» - красный мяч, красный шар, красная ягода, красная звезда …

«Кто как голос подаёт?» - кошка – мяукает, гусь – гогочет, волк – воет, воробей – чирикает …

«Считай правильно» - один мяч – два мяча – три мяча – четыре мяча – пять мячей; одна кукла – две – куклы – три куклы – четыре куклы – пять кукол; …

Рекомендации для детей 3-4 лет

Играем пальчиками и развиваем речь

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки! Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаем Вам ряд игр с сыпучими материалами:

Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
   Будут-будут из печи
 Булочки и калачи.»

Насыпаем в кружку сухой горох. На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Можно подобрать любые четверостишия, например:

«Зашагали ножки: топ-топ-топ,
        Прямо по дорожке: топ- топ- топ.
  Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,
         Вот как мы умеем: топ- топ- топ».

Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.)

В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только горох или только бобы.

Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику.

Игры с песком для детей с интеллектуальной недостаточностью


 Игра с песком, пожалуй, одна из многогранных забав для детей. Едва оказавшись в песке, ребенок погружается в свой мир. Поэтому игры с песком интересны ребенку, они привлекают его внимание, располагают для взаимодействия с Вами, способствуют развитию моторики руки, кисти. Игра с песком способствует формированию эмоциональной сферы  ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Кроме этого игры с песком способствую развитию речи ребенка, формируют коммуникативные навыки (ребенок «втягивается» в общение при взаимодействии в игре). В процессе игры с песком формируется познавательная деятельность (внимание, память, восприятие, воображение). Формируются личностные качества (воля, целенаправленность действий и т.д.). Работа с песком балансирует психические процессы (возбужденных успокаивает, вялых активизирует).
  Ребенка с интеллектуальной недостаточностью необходимо учить играть с песком.
  Первое правило для родителей – установите доверительные отношения с ребенком.
 Вторе правило для родителей – включите себя в игру («игра с самим собой», проявление эмоций, привлечение внимания к песку яркими игрушками, потешками, которые сделают игру ярче и веселее и т.д.).
 Третье правило для родителей - не подавляйте инициативу ребенка. Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.        
                                         

Примерные игры с песком:    

    
1. Играем вместе

Учите ребенка:        
• трогать песок руками;        
• копаться в песке совком, лопаткой;        
• вставлять в песок палочки, веточки, листики, камушки;        
• топтать и разбрасывать песок;        
• лепить куличи из мокрого песка, используя различные формочки; (Игра "Я пеку, пеку" Ребенок вместе с мамой "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого используете разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую (если действие недоступно ребенку, то выполняете его при совместном взаимодействии). Затем ребенок "угощает" пирожками маму, папу, кукол)        
• лепить заборчики из мокрого песка; (Игра "Заборчики". Ребенок руками (по показу или при совместных действиях) лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. "Волшебные отпечатки на песке" Мама и ребенок оставляют отпечатки своих рук и ног на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т. д.)
• рисовать палочкой, пальцем различные фигуры, буквы, цифры;
• насыпать кучки;        
• строить пещеры; (Игра "Норки для мышки" Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем мама обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, мама берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее "мышка-норушка" пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и т.д.)        
• оставлять следы на мокром песке; (Игра "Топчем дорожки" Мама вместе с ребенком шагают по песку, оставляя следы, при этом можно использовать слова такой потешки: "Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!" Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка)
• зарывать предметы; (Игра "Угадай на ощупь" Попросите ребенка закрыть глаза, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песке игрушку и отгадать на ощупь, что это. Если ребенок не называет игрушку. Произносите сами: «Ура, ты нашел мишку (зайчика)»)
• закапывать руку;                        
• строить город и т.д.        
 2.  Рисование песком         
  Рисование песком (песочная анимация) в последнее время стало необычайно популярным. Такое занятие снимает стресс, позволяет расслабится как взрослому так и ребенку, способствует формированию положительных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).        
Приготовление приспособления для рисования песком  (Автор Анна Пономаренко) 
Материал: стекло (оргстекло), лампа, ящик        
- Проделайте в ящике окошко.          
- Закройте его куском оргстекла.        
- Сверху оргстекла положите лист белой бумаги (для матовости). Закрепите его изолентой.        
- Поставьте ящик на подставки. Под ящик поместите источник света.
- Засыпьте в ящик песок, дождитесь темноты и можете приступать к творчеству.
3. Песчаный конус        
  Возьмите руки ребенка в свою руку. Свободной рукой выпускайте песок из горсти, чтобы он падал в ладошки ребенка. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок на поверхность конуса то в одном, то в другом месте, возникают «сплывы», движения песка, похожие на течение воды. Ребенка привлекает движение песка. Приговаривайте во время проведения действия «Песочек сыплется, песочек рассыпается»
4. Песочные часы        
  Возьмите две одинаковые пластиковые бутылки. Склейте крышки плоскими сторонами скотчем. Середину обеих пробок пробейте тонким гвоздем, чтобы получилось небольшое сквозное отверстие.
Затем насыпьте в бутылку сухого, лучше просеянного песка. Соедините бутылки пробками. Часы готовы. Осталось только по наручным часам определить, за какое время пересыпается песок из одной бутылки в другую. Добавьте или отсыпьте песок в таком количестве, чтобы часы показывали удобное для вас время: 5 минут или 15.        
Такие часы очень могут вам помочь, когда вы «торгуетесь» со своим малышом: сколько времени читать на ночь или сколько минуток можно еще поиграть.


   Уважаемые родители, организуя игру с песком, помните!        
 В ходе организации игры необходимо находить адекватные возможностям вашего ребенка приемы игровой деятельности. Попытки сразу установить контакт либо навязать определенные виды деятельности без учета доступного этому ребенку уровня коммуникации (общения) могут создать атмосферу непонимания. Поэтому поначалу не должно быть никаких речевых инструкций, ребенку предоставляется полная свобода. Далее активное включение взрослого в деятельность, что дает ребенку понять преимущества совместной работы со взрослым.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.